Хотелось создать сервис, где отправленные деньги дойдут адресату: история благотворительной платформы Tooba

Однажды бизнесмен из Дагестана создал сервис Tooba, с которым каждый может делать добрые дела, где бы он ни находился. Мы поговорили с основателем сервиса Рамазаном Меджидовым о том, как помогать людям через интернет и быть уверенным, что отправленные деньги действительно дойдут до адресата.

Хотелось создать сервис, где отправленные деньги дойдут адресату: история благотворительной платформы Tooba
На фото: Рамазан Меджидов, основатель сервиса Tooba

— Как родилась идея проекта?

Впервые идея создать благотворительный проект появилась четыре года назад в священный месяц Рамадан. Как и другие мусульмане, раз в году я соблюдаю пост, во время которого нужно совершать благие дела. В один из вечеров я читал сообщения в группе WhatsApp с просьбой о помощи. Думаю, каждый хоть раз видел объявления о срочном сборе средств. Я всегда хотел помогать нуждающимся, но боялся нарваться на мошенников.

В тот вечер мне пришла мысль, что будет здорово, если появится платформа, где просьбы о помощи были бы на 100% проверены. Сервис, с которым точно знаешь, что отправленные деньги дойдут до адресата.

— А как создавалось само приложение?

Я искал в интернете что-то похожее, но не смог найти. Тогда и решил взять все в свои руки. Созвонился со своим другом Тимуром — он программист, и получил привычный ответ: «Конечно, всё можно реализовать. Главное, чтобы на это деньги были». На следующий день мы встретились. Я рассказал об идее сервиса, который будет работать, не присваивая себе процент от собранного.

Вместе с командой разработчиков Тимур взялся за проект. После запуска к Tooba подключились люди из разных частей света. Сейчас в проекте работают ребята из Москвы, Лондона, Калифорнии, Эмиратов. Сервис стал настоящим народным проектом. Сейчас, когда о Tooba узнали больше людей, мне предлагали менторскую и практическую помощь. Сегодня большая часть из команды поддерживает проект безвозмездно.

Я думаю, что подобные истории вселяют уверенность в существование добра.

Хотелось создать сервис, где отправленные деньги дойдут адресату: история благотворительной платформы Tooba

— Согласны, не так часто встречаются подобные добрые истории в связке с бизнесом. Знаете какие-либо похожие сервисы на российском и международном рынках?

Если говорить о приложениях, то могу выделить международное Share the Meal и российское «Я хочу помочь», а также сайты Charity Water и «Добро Mail».

У западных аналогов более узкая направленность — например, помощь голодающим в рамках Всемирной продовольственной программы ООН и сборы на строительство колодцев. У «Добро Mail» другая проблема. К сожалению, у проекта нет приложения, которое труднее подделать или сложнее использовать тем, у кого мошеннические цели.

— Расскажите, как вы проверяете фонды, которые подключаются к платформе? Используете ли какие-либо решения для защиты от мошенничества?

Мы высылаем фондам список документов — проводим юридическую проверку, узнаем об оформлении в соответствующих органах, изучаем их репутацию. Обзваниваем фонды в регионах, определяем реакцию сообщества, изучаем социальные сети и отчеты. Если фонд сотрудничает с Яндекс.Кассой, для нас это тоже в определенной степени показатель его надежности.

— Спасибо за доверие! Расскажите, на что обращали внимание при выборе платежного решения?

Платежное решение мы выбирали долго и остановились на Яндекс.Кассе. Нам важно, чтобы сервис был известным, крупным, вызывающим доверие, а главное, работал со всем миром. Мы обращали внимание на то, чтобы система была гибкой и оперативной, так как часто появляются вопросы или ситуации, требующие быстрого взаимодействия.

Яндекс.Касса отвечает за платежи для бизнеса, её придумали и запустили в Яндекс.Деньгах в 2013 году. Большая часть пользователей живёт и работает в России, но платить картой и принимать платежи можно в разных странах. Тем, кто работает с Кассой, помогают персональные менеджеры — по телефону или почте.

Все новые фонды, которые подключаются к нам, также принимают платежи через Кассу — мы стремимся, чтоы партнеры Tooba работали с нашим стратегическим партнером. При этом нам важно, чтобы система приема фондов, пришедших от нас, была упрощенной.

— Используете ли вы и ваши партнеры решения, которые упрощают платежный сценарий пользователям?

У нас подключены умные платежи. Если человек переводил средства в один фонд, то ему не нужно регистрировать карту для другого. Это в десятки раз увеличило количество платежей.

При подключении функции «Умный платеж» пользователь переходит в Яндекс.Кассу и выбирает способ оплаты. В начале показаны способы, которые этот человек недавно использовал. Если Касса помнит данные для оплаты, то подставляет их в форму.

Таким образом, вы предлагаете пользователю наиболее популярные способы оплаты, но при этом не лишаете его выбора. Можно разместить на платежной странице кнопку «Другие методы», и пользователь может выбрать тот метод оплаты, который удобен ему здесь и сейчас.

— В каких ситуациях и кому, на ваш взгляд, люди больше всего готовы оказывать помощь и какие суммы обычно переводят?

Я думаю, у всех фондов статистика примерно одинаковая. Деньги чаще перечисляют на помощь детям. Тяжелее всего проектная помощь — это, к примеру, сборы на постройку школы, реабилитационного центра, обучения детей. В основном приходят платежи до 100 рублей. Однако иногда переводили и по 100 тысяч рублей. У нас есть благотворитель, который отправил нам более полутора миллиона рублей при средних транзакциях в 5000 рублей.

А вообще в России благотворительность все еще развивается, у большинства людей нет привычки делать регулярные или хотя бы разовые платежи. Если в США объем пожертвований в фонды составляет 427 млрд долларов в год, то в нашей стране — чуть более 2 млрд долларов в год.

— Есть ли история, которая особенно вас впечатлила?

Нас впечатляют все истории! Например, одна из последних, сбор Джамаеву Мураду. Парень попал в аварию и был прикован к постели 10 лет. Мы смогли собрать деньги на реабилитацию, и теперь он уже делает первые шаги.

Вдохновляющая история произошла с фондом «Tут добро». Они никак не могли собрать средства на помощь ребенку с ДЦП. Через Tooba всего за 3 часа удалось получить нужную сумму. Директор фонда и мама ребенка нам позвонили с благодарностью, не сдерживая эмоции.

В такие моменты понимаешь, что действительно сделал что-то доброе, и не зря занимаешься всем этим.

— Расскажите, пожалуйста, как о вас узнал Хабиб Нурмагомедов?

В марте этого года в Дагестане произошло ЧП. В Цумадинском районе сгорело село Тисси-Ахитли, которое расположено по соседству с родовым селением Хабиба Нурмагомедова.

Фонд «Надежда» проводил сбор средств на помощь погорельцам. Хабиб, конечно, не мог остаться равнодушным и сделал пост в Instagram. Буквально за 40 минут через Tooba люди перевели 200 тысяч рублей — первоначальную сумму. Мы шесть раз увеличивали сбор — люди не переставали жертвовать деньги. В итоге жителям был переведен миллион рублей за сутки.

Хотелось создать сервис, где отправленные деньги дойдут адресату: история благотворительной платформы Tooba
Пост про сбор помощи в инстаграме Хабиба Нурмагомедова

Через неделю Хабиб сам написал нам, чтобы побольше узнать о проекте. Мы встретились, поговорили и чемпион захотел стать амбассадором Tooba. Хабиб очень помогает проекту. Благодаря его огласке о нас узнали в социальных сетях. Активность в приложении увеличилась на 83% за последние недели благодаря постам Хабиба.

— Как ещё планируете развивать проект?

Сейчас мы повышаем узнаваемость Tooba — развиваем социальные сети, пишем о проекте в СМИ, работаем с лидерами мнений. Это очень важно для благотворительного проекта. У нас еще не было громких заявлений в изданиях, но это не помешало нам перевести 30 миллионов рублей в фонды всего за год.

— Что можете пожелать коллегам по цеху?

Ставьте главной целью помощь людям. Все остальное непременно получится.

Полезные предложения

5
<<<<<

Чтобы подключить платежи на сайте через Яндекс, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Подключить