Что такое онлайн-касса, кому она нужна и как ее установить

Что такое онлайн-касса, кому она нужна и как ее установить

Чтобы подключить платежи на сайте через Яндекс, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Подключить

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса — это контрольно-кассовая техника, или ККТ, с модулем для выхода в интернет и фискальным накопителем. Она передает данные о каждой покупке ОФД — оператору фискальных данных. ОФД в свою очередь передает сведения в Федеральную налоговую службу. При необходимости онлайн-касса печатает обычные чеки, а электронные передает покупателям по номеру телефона или email.

Онлайн-кассы были введены законом № 54-ФЗ. Согласно ему, большинство предпринимателей должны работать через новую ККТ. Даже если торгуют в интернете и принимают оплату исключительно электронными деньгами.

Кому нужно устанавливать онлайн-кассы

№ 54-ФЗ появился в 2003 году, а в 2016 вышел большой пакет поправок к нему. Поправки обязали предпринимателей использовать ККТ нового образца. Тогда некоторые категории предпринимателей получили отсрочки, а некоторые воспользовались пробелом в законодательстве и принимали электронные деньги без ККТ. После последних поправок использовать онлайн-кассы должны почти все.

У кого еще есть время

Законопроект о внесении поправок в № 54-ФЗ «пощадил» только несколько категорий предпринимателей. Отсрочку до 1 июля 2021 года получили ИП без работников:

  • работающие сами, например, строители;
  • оказывающие услуги населению;
  • продающие товары собственного производства.

Еще два исключения — те, кто:

  • работает только с безналом и рассчитывается с компаниями или ИП;
  • отправляет товары наложенным платежом по «Почте России», курьерской службой.

В первом случае использовать ККТ не надо, потому что деньги поступают на расчетный счет. Во втором чек выдает почта или курьерская служба. В обоих случаях онлайн-касса нужна, если хоть раз в год принимаете платежи наличными, электронными деньгами или банковской картой.

Кто должен использовать ККТ сейчас

Как всегда, в законе есть нюанс. Если вы продаете одежду, резиновые и пластмассовые изделия, мебель, инструменты и некоторые другие товары собственного производства, онлайн-кассы обязательны. Полный список товаров, при продаже которых ККТ обязательна, — в распоряжении № 698-р.

Также использовать онлайн-кассы должны предприниматели всех остальных категорий. Но есть исключения — бизнес, которому запретили использовать ККТ. Те, кому кассы запрещены, перечислены в № 54-ФЗ.

Еще раз коротко о том, нужно ли устанавливать онлайн-кассу:

Не нужно
Пока не нужно
Нужно
Если принимаете оплату только наложенным платежом или только безналом от ИП или компаний. Если вы вправе не применять ККТ по № 54-ФЗ, например, если продаете ценные бумаги.
Если оформлены в статусе ИП без наемных работников и продаете товары собственного производства, оказываете услуги.
Всем остальным компаниям и индивидуальным предпринимателям.

Что нужно для подключения онлайн-кассы

Онлайн-касса. Она должна соответствовать требованиям закона, а именно — уметь отправлять онлайн-чеки покупателям, иметь фискальный накопитель и выход в интернет. Для выездной торговли подойдет автономная онлайн-касса, а для интернет-магазинов — техника с функцией подключения к Яндекс.Кассе и другим платежным агрегаторам.

Онлайн-кассу можно купить или арендовать. Интернет-магазинам подходит второй вариант: компания просто настроит ККТ под вас, вам не надо будет ставить ее дома, в офисе или на складе. Касса будет стоять у компании, которая сдает ее в аренду.

Фискальный накопитель. Некоторые продавцы предоставляют его в комплекте с ККТ, другие предлагают докупить отдельно. Фискальные накопители обычно могут выдавать и бумажные, и электронные чеки. Если работаете через интернет, бумажные не нужны — можно не переплачивать за лишнюю функцию.

КЭП, или квалифицированная электронная подпись, нужна для заключения договора с ОФД и регистрации кассы в ФНС. Заказать ее можно у оператора фискальных данных или в других компаниях.

Это все, что нужно для установки онлайн-кассы. Закажите КЭП, купите кассу и накопитель, и можно регистрировать оборудование.

Порядок подключения онлайн-кассы: соединяем с ПК и даем выход в интернет

Онлайн-касса может быть стандартной или автономной. Стандартную нужно подключать к ПК для регистрации и работы с товарами — например, для добавления новых позиций, изменения цены, создания скидок и акций. Автономные могут работать без ПК, управлять ими можно через саму ККТ. Однако у них урезанные функциональности — например, можно работать не более чем с 20–30 товарами, нельзя добавлять скидки и акции, сложно менять цену. А запускаются для работы они одним нажатием кнопки — просто следуйте инструкции. Дальше мы расскажем о стандартных ККТ, их подключать сложнее.

В законе не прописано, кто должен устанавливать онлайн-кассы. Обратитесь в ЦТО — центр технического обслуживания: он поможет установить и зарегистрировать ККТ. Или сделайте все сами — мы расскажем, как.

Перед подключением кассы изучите инструкцию — она должна идти в комплекте с ККТ. Если ее нет, зайдите на сайт производителя — там есть вся документация. Порядок подключения онлайн-кассы для разных моделей может немного отличаться, но в целом для ПК на Windows выглядит так:

  1. Скачайте драйверы для оборудования на сайте производителя ККТ.
  2. Установите драйверы на компьютер, с которого будете работать.
  3. Подключите ККТ к компьютеру через USB или Wi-Fi, включив на кассе режим передачи данных.
  4. Зайдите в меню «Пуск», откройте «Устройства и принтеры», найдите кассу.
  5. Установите ПО, следуя инструкциям «Мастера установки».
  6. Перезагрузите компьютер. Сделать это нужно обязательно.

Теперь после каждого запуска компьютера касса будет определяться автоматически, если она к нему подключена. Вы сможете делать все то же, что и с обычной кассой.

Теперь разберемся, как подключить онлайн-кассу к интернету. Способы подключения могут быть разными в зависимости от модели. Наладить связь можно:

  • сим-картой, вставив ее в саму ККТ;
  • по Wi-Fi, если у кассы есть соответствующий модуль;
  • проводным интернетом, подключив кабель к ККТ или ПК.

Все просто — следуйте инструкциям производителя. Если что-то не получается, обратитесь в службу поддержки компании, выпустившей ККТ.

Есть нюанс. Кассу можно не подключать к интернету постоянно. В законе прописано, что нужно передавать данные ОФД минимум один раз в 30 дней. То есть можно включать Wi-Fi или интернет 2–3 раза в месяц. Но покупатели должны получать чеки сразу после покупки. Например, если продаете офлайн, клиентам можно выдавать бумажные чеки.

Если вы арендуете ККТ, не нужно будет разбираться, как подключить онлайн-кассу к компьютеру, к интернету, как ее зарегистрировать. Компания-арендодатель сделает почти все за вас.

Пошаговая инструкция по установке и регистрации онлайн-кассы

Если подключение онлайн-кассы прошло успешно, вы получите доступ к изменению цен, добавлению товаров и так далее. Но прежде, чем начать принимать оплату, кассу нужно зарегистрировать.

Сначала заключите договор с любым ОФД, без этого регистрация не пройдет. Полный список ОФД хранится на сайте ФНС — скачайте его и выберите любую компанию. Потом свяжитесь с ней, заключите договор и получите доступ к личному кабинету. Когда сделаете это, приступайте к регистрации.

Напоминаем: можно обратиться в ЦТО за помощью. Если нарушить порядок установки онлайн-кассы и ее регистрации в ФНС, фискальный накопитель выйдет из строя — и вам придется покупать новый. Обратитесь к специалистам или будьте предельно внимательны. А еще некоторые ОФД помогают с регистрацией кассы в ФНС. Можно сделать все в личном кабинете на сайте оператора. Но мы рассмотрим стандартный способ через личный кабинет ФНС, потому что они практически ничем не отличаются — на сайте ОФД придется проходить те же этапы.

Если решили действовать самостоятельно, следуйте пошаговой инструкции.

Подайте заявление на сайте ФНС

Заполните заявление. Зайдите в личный кабинет на сайте ФНС и выберите вкладку «Учет контрольно-кассовой техники». Вы попадете на страницу, на которой есть кнопка «Зарегистрировать ККТ». Нажмите на нее — появится окошко «Заполнить параметры заявления вручную».

Так выглядит вкладка с учетом контрольно-кассовой техники

Укажите модель, серийный номер ККТ и заводской номер фискального накопителя. Эти данные есть на самом оборудовании и в документах к нему. Затем выберите адрес установки из справочника ФИАС — достаточно указать улицу. Если ее нет, придется сначала собрать правоустанавливающие документы и попросить администрацию района или города добавить адрес в справочник, а уже потом регистрировать ККТ.

Учтите, что нужно указывать адрес, по которому фактически находится онлайн-касса. То есть если вы держите интернет-магазин и арендуете кассу, но не устанавливаете ее у себя, спросите точный адрес у компании.

Введенные вами данные пройдут автоматическую проверку. Если все верно, сможете продолжить установку онлайн-кассы — откроется такое окно.

Следующее окно после заполнения заявления — особые параметры

Выберите особые параметры использования. Они важны тем, кто купил автономную модель ККТ, и тем, кто находится в районах, отдаленных от сетей связи. Например, владельцам магазинов в населенных пунктах без вышек сотовых операторов.

Если есть перебои со связью или приобрели автономную модель, поставьте галочку напротив параметра «ККТ предназначена для работы исключительно в автономном режиме». Если нет, переходите к следующему шагу.

Нажмите сюда, если касса будет работать автономно

Выберите ОФД из списка. Система покажет операторов фискальных данных. Найдите и выберите компанию, с которой заключили договор.

Отправьте заявление. На всякий случай перепроверьте данные, чтобы не возникло проблем. Если все верно, отправьте электронное заявление. Откроется окно с индивидуальным регистрационным номером ККТ.

Введите номер в онлайн-кассу

В зависимости от модели кассы окошко для ввода регистрационного номера, полученного от ФНС, может появиться в сервисном или административном режиме. Эти режимы расположены в настройках, во вкладке «Перейти в сервисный режим» или других в зависимости от модели вашей ККТ. Чтобы включить специальные режимы, прочитайте инструкцию к кассе.

Найдите окошко для ввода номера, укажите номер и ИНН — компании или свой, если вы ИП. Будьте внимательны на этом этапе, перепроверяйте цифры: если ошибетесь хоть в одной, фискальный накопитель выйдет из строя. Придется покупать новый.

Важно! Вводить в кассу регистрационный номер нужно в течение суток после подачи заявления. Лучше сделайте это сразу, как только получили номер, иначе придется подавать заявление на сайте ФНС повторно.

Если вы все сделали верно, онлайн-касса выдаст чек. Не выкидывайте его, он понадобится для отчета.

Сделайте отчет о регистрации ККТ

Вернитесь в личный кабинет ФНС и перейдите во вкладку «Учет контрольно-кассовой техники». В списке появится ваша касса, напротив нее — «Отчет о регистрации ККТ». В нем нужно указать дату и время получения чека, его порядковый номер и фискальный признак. Фискальный признак на чеке выглядит как 10 цифр и обозначен аббревиатурой ФП или ФПД.

Перепроверьте данные и нажмите «Подписать и отправить». Здесь понадобится КЭП — вставьте флешку в компьютер, чтобы подписать отчет.

Получите карточку регистрации ККТ

Если фискализация прошла успешно, вы получите карточку регистрации, подписанную усиленной квалифицированной подписью ФНС. Распечатывать ее необязательно, она будет храниться в онлайн-виде в личном кабинете на сайте налоговой.

До получения карточки регистрации пробивать чеки о покупке нельзя! Если сделаете это и по какой-то причине не пройдете регистрацию, касса не передаст сведения ОФД и через 30 дней ее заблокируют. Придется покупать новую.

Получение карточки регистрации ККТ — не конец. Чтобы касса начала работать, нужно передать сведения оператору фискальных данных. Если не сделать этого, ККТ не будет передавать ему информацию о покупках и ее со временем заблокируют.

Образец карточки регистрации ККТ

Введите параметры регистрации в ОФД

Зайдите в личный кабинет на сайте ОФД и добавьте в него кассу — введите там сведения об оборудовании, а потом подтвердите регистрацию: укажите данные с карточки, полученной в ФНС. Тогда ваша касса синхронизируется с оператором, а он поймет, какие данные передавать налоговой. После этого можно начать продавать.

Так выглядит процесс добавления ККТ в личном кабинете ОФД «Инитпро»

Если у вас офлайн-точка, можно пользоваться кассой как обычно: пробивать бумажные чеки. Или отправлять электронные, если покупатели согласятся оставить свой телефон или email. Данные автоматически поступят в ОФД, если интернет включен все время. Если нет, то включайте его 2–3 раза в месяц, чтобы оператор получил все актуальные сведения.

Если у вас интернет-магазин, выдавать бумажные чеки не получится. Обязательно просите покупателей оставить email и направляйте им электронные чеки. Но до первых покупок нужно интегрировать кассу с платежной системой, которую вы используете, иначе ОФД не будет получать данные.

У Яндекс.Кассы есть отдельное решение для тех, кто работает по № 54-ФЗ. Мы поможем интегрировать кассу с нашей системой, будем автоматически отправлять запрос на формирование чека кассе, а она — передавать сведения ОФД.

Что еще нужно сделать: напечатать чек

Так выглядит чек, напечатанный онлайн-кассой

Когда закончите с установкой и регистрацией, включите интернет на кассе и сделайте пробный платеж — он покажет, правильный ли чек выдаст ККТ. И в бумажном, и в электронном виде на нем должны быть следующие сведения:

  • ИНН и название компании или данные ИП, выдавших чек;
  • наименование, количество и стоимость проданных товаров, услуг;
  • налоговая ставка и НДС;
  • конечная стоимость товаров, услуг с учетом НДС и скидок;
  • форма и способ оплаты;
  • QR-код с информацией о чеке;
  • номер фискального накопителя;
  • номер онлайн-кассы;
  • форма налогообложения;
  • адрес, дата и время продажи;
  • порядковый номер чека;
  • фискальный признак чека;
  • адрес сайта, на котором можно проверить чек, обычно это сайт ОФД.

Также должна быть информация, которая есть в обычных чеках: признак расчета, данные о сотруднике, принявшем деньги, номер смены.

Проверьте, есть ли все данные на чеке. Посмотрите, поступила ли информация к ОФД, в личном кабинете на сайте оператора. Если все нормально, начинайте продавать. Если нет, обратитесь в ЦТО.

Отвечаем на часто задаваемые вопросы

Нужно ли менять адрес в карточке регистрации ККТ, если я перенесу ее в другое место?

Да. В ФНС вы указываете адрес, по которому налоговая в любое время может найти кассу. Если вы поставите ее в другом месте, ККТ нужно перерегистрировать.

Когда нужно менять фискальный накопитель:

  • когда меняется собственник онлайн-кассы — например, если продали ее;
  • при поломке — фискальные накопители не подлежат ремонту;
  • когда кончился срок действия — он составляет 13–36 месяцев в зависимости от типа вашего бизнеса;
  • при переполнении внутренней памяти;
  • при переводе кассы на автономный режим работы;
  • когда нужно сменить режим работы ККТ с шифрованного на нешифрованный.

Нужно ли выдавать чек, если покупает компания?

Все зависит от формы расчета. Если компания оплачивает ваши услуги или товары на расчетный счет, онлайн-касса вообще не нужна. Если сотрудник компании использует банковскую карту, даже корпоративную, чек обязателен.

Куда отправлять чек, если покупатель не указал email?

На email или телефон, другого способа передачи электронного чека нет. Если торгуете офлайн, выдавайте бумажный. Если онлайн, сделайте обязательными для оформления заказа поля с указанием email или телефона.

Что будет, если не отправлять покупателю электронный чек?

Если при этом выдадите бумажный, ничего. Если продаете онлайн, не отправляя чеки, и об этом узнала ФНС, вас ждет штраф. Для должностных лиц — ИП и руководителей юридических лиц — его размер 2000 ₽, для юридических лиц — 10 000 ₽. На первый раз могут обойтись предупреждением, но лучше не рисковать.

Что будет, если работать без онлайн-кассы?

Если не попадаете в категорию исключений или не получили отсрочку и продолжаете продавать без ККТ, получите штраф. Его размер зависит от выручки.

Должностные лица платят 25–50% от выручки, но не меньше 10 000 ₽. Если нарушить закон повторно и выручка за период обоих нарушений превысит 1 млн ₽, вам запретят работать на 1–2 года.

Юридические лица платят 75–100% от прибыли, но не меньше 30 000 ₽. При повторном нарушении, когда сумма выручки за оба периода неиспользования ККТ превысит 1 млн ₽, ФНС приостановит деятельность компании на срок до 90 дней. Налоговая также может приостановить и деятельность ИП.

То есть при первом нарушении придется заплатить минимум 10 000 ₽, если вы ИП, и 30 000 ₽, если вы работаете как компания. А при повторном есть риск запрета деятельности.

Есть вариант не покупать кассу, при этом не нарушить закон?

Да, их несколько, и мы рассказывали о них выше. Первый — арендовать кассу.

Второй — заключить договор с курьерской службой или «Почтой России» и принимать оплату только наложенным платежом. В этом случае оплату будет принимать курьер или почта, они и будут выдавать чеки, а вам ККТ не понадобится.

Как подключить онлайн-кассу, если я ее арендую?

Если вы поставили ее у себя, то так же. Если вы владеете интернет-магазином и касса стоит у арендодателя, он вам поможет — предоставит нужные сведения и введет регистрационный номер, а потом проверит чек по пробной покупке.

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через Яндекс, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Подключить