Маркировка обуви: что изменится и как соблюдать закон

Маркировка обуви для розницы

Зачем нужна маркировка?

С 1 июля 2020 года оборот немаркированной обуви в России запрещён. Изначально по инициативе Правительства переход должен был состояться 1 марта, но по просьбе участников рынка дату перенесли. С этого момента каждая пара, поступающая в продажу, будет отмечена индивидуальным кодом Data Matrix. Просканировав этот код, можно убедиться в подлинности товара — это должно помочь в борьбе с контрафактом. В этом и начале следующего года маркировка коснётся и других категорий товаров: табака, парфюмерии, лекарств, шин, фототехники и продукции лёгкой промышленности.

В коде Data Matrix содержится следующая информация:

  • Код товара GTIN (Global Trade Item Number) по международным стандартам GS1 — 14 символов,
  • Индивидуальный серийный номер — 13 символов,
  • Ключ проверки — 4 символа,
  • Код проверки — 88 символов.

«Перенос сроков в значительной степени связан с неготовностью части игроков рынка к маркировке. Теперь у них появляется запас времени на адаптацию к новым процедурам. При этом те компании, которые все-таки включились в процесс, демонстрируют достаточно высокую ответственность. К примеру, мы видим, что около 83% всех заказанных кодов маркировки пользователями нашей системы были введены в оборот. Это лишний раз подтверждает, что обувщики не просто тестировали новые бизнес-процессы, а реально маркировали товар», – отмечает Юлия Русинова, директор по развитию фискальных решений «АТОЛ».

Что требуется от продавца?

Если вы розничный продавец, проведите ревизию остатков товара и до 1 июля промаркируйте их по упрощённой схеме — заказав нужное количество кодов в системе Честный ЗНАК. Те, кто не успел до 1 июля, могут сделайте это до 1 сентября, предоставив документы, что обувь была произведена и закуплена до 1 июля. Импортную обувь, приобретённую до этой даты и ввезённую после неё, нужно промаркировать до 1 августа.

Не подлежит маркировке обувь, которая:

  • продаётся в duty free;
  • находится на временном хранении,
  • хранится у производителя;
  • произведена для вывоза в государства ЕАЭС;
  • ввозится в Россию физическими лицами для личного пользования;
  • шьётся по индивидуальному заказу без цели перепродажи.

Как начать работать по новым правилам?

  1. Если вы работаете на ЕНВД или патенте, перейдите на УСН или ОСН до 1 июля.
  2. Получите УКЭП, если у вас её ещё нет, и зарегистрируйтесь на сайте честныйзнак.рф.
  3. Занесите в систему Честный ЗНАК все данные по ассортименту и остаткам обуви.
  4. Получите коды маркировки на каждый экземпляр и распечатайте их. Важно, чтобы ваш принтер поддерживал прямую печать PDF или кодов DataMatrix без их преобразования в картинку. Эти коды нужно будет наклеить на упаковки или ярлыки обуви. Помещать коды на саму обувь не рекомендуется, поскольку в случае возврата велик шанс, что наклейка сотрётся или потеряется. Также не стоит клеить код маркировки рядом со штрих-кодом, поскольку сканер иногда ошибочно считывает только второй.
  5. Подключите к онлайн-кассе сканер штрихкодов и обновите кассовое ПО для работы с кодом товара (тег 1162).
  6. Подключите систему электронного документооборота, где будут фиксироваться все продажи, возвраты и списания маркированного товара.
  7. Подпишите дополнительное соглашение со своим ОФД о передаче чеков в Честный ЗНАК.

Для маркировки остатков, приёмки и отгрузки не обязательно подключать ЭДО и параллельно с этим работать в системе «Честный ЗНАК». Сейчас на рынке есть интегрированные решения, позволяющие совершать все операции в одном личном кабинете — например, «АТОЛ МаркОфис».

При получении кодов для маркировки остатков по упрощённой схеме нужно указать:

  • Вид обуви (мужская, женская, унисекс, детская).
  • Первые два знака кода товарной номенклатуры (ТНВЭД): 64.
  • ИНН текущего собственника.
  • Импорт или произведено в РФ (страну импорта указывать не надо).

Если вы закупаете обувь у отечественного производителя, скорее всего он уже подключен к системе и поставит вам промаркированную продукцию. Что касается импорта, товар поступает в оборот сразу после пересечения границы, то есть он должен быть промаркирован до прохождения таможни.

«Федеральная таможенная служба требует указывать коды маркировки товара в декларации для растаможки груза с момента ввода обязательной маркировки. Нет маркировки — нет хода на российский рынок», — добавляет Юлия Русинова.

Как продавать маркированную обувь?

В торговой точке

Вам понадобится перепрошить свою онлайн-кассу, чтобы она передавала тег 1162 оператору фискальных данных (ОФД). Заключите допсоглашение с ОФД на отправку данных о продаже маркированного товара в систему Честный ЗНАК.

Проверьте, читает ли ваш 2D-сканер коды Data Matrix, при необходимости купите новый. Доступные варианты можно найти в пределах 4 тысяч рублей. При продаже кассир должен будет просканировать код маркировки, а в чеках появится реквизит «Код товара».

В интернет-магазине

Если вы продаёте товар дистанционно, сообщите о его выбытии в систему «Честный ЗНАК» в течение трёх дней. Допустим, вы получили заказ и передаёте товар курьеру. В этот момент нужно считать код товара, чтобы отправить данные о выбытии. Когда товар будет доставлен и оплачен покупателем, курьер выбьет чек, и данные уйдут через ОФД в систему маркировки. Если вы используете облачное решение под ключ от Яндекс.Кассы, воспользуйтесь API для передачи чека в облачную кассу. Туда можно включить все показатели:

  • Код товара — 1162
  • Код страны происхождения товара — 1230
  • Номер таможенный декларации — 1231
  • Акциз — 1229

В автономном режиме

Если вы освобождены от работы с ОФД, данные в систему Честный ЗНАК передавать всё равно нужно — не реже раза в месяц.

Если вы импортёр или производитель

Производители должны маркировать обувь до её предложения другим участникам рынка, импортеры — до начала процедур по таможне. От них требуется полная маркировка по международным стандартам. Для этого нужно зарегистрироваться не только в Честном ЗНАКе, но и в Ассоциации ГС 1РУС. Информация для полного описания товара есть в накладных. Она включает в себя:

  • Модель производителя (должен совпадать с номером модели указанному в сертификате или декларации соответствия).
  • Страна производства.
  • Вид обуви.
  • Вид материала, использованного для изготовления верха обуви.
  • Вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви.
  • Вид материала, использованного для изготовления низа обуви.
  • Товарный знак (при наличии).
  • ИНН российского производителя, или ИНН импортера.
  • Цвет.
  • Размер в штихмассовой системе.
  • Наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме).
  • Четыре первых знака кода товарной номенклатуры (ТНВЭД ЕАЭС).

Данные из ГС 1РУС автоматически передаются в Честный ЗНАК в течение суток. После этого можно зайти в личный кабинет на сайте честныйзнак.рф или через API (если у вас интегрировано специальное ПО), чтобы заказать, распечатать и ввести в оборот коды.

Как быть с накладными?

Все участники оборота маркированного товара должны перейти на электронный документооборот. Это значит, что теперь у вас будут электронные накладные, или универсальные передаточные документы (УПД). В электронном документообороте нужно фиксировать все движения товара: получение, прибытие на склад, затем в магазин и, наконец, к конечному потребителю. При получении товара от поставщика не забывайте сверять коды с УПД, чтобы потом не возникло недоразумений.

Что делать с возвратами?

Если вам вернули товар с кодом маркировки, оформите кассовый чек на возврат, считав этот код. Код потерялся или повреждён? После оформления чека на возврат придётся перемаркировать товар и заплатить 50 копеек без НДС за новый код.

Резюме

Итак, для работы по новым правилам розничным продавцам предстоит:

  • зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК,
  • перепрошить онлайн-кассу и подключить к ней сканер штрихкодов,
  • поручить ОФД передачу чеков в Честный ЗНАК,
  • подключить ЭДО для отражения операций с маркированным товаром
  • промаркировать остатки, если таковые есть.

    Теперь надо успеть подготовиться до 1 июля, поэтому начинать лучше в самое ближайшее время.

«Постановление правительства о переносе сроков, конечно, снизило напряжение среди ритейлеров, экспортеров и поставщиков. Без этого обновления очень многие представители бизнеса оказались бы в затруднительном положении», — отмечает Юлия Русинова, директор по развитию фискальных решений «АТОЛ». — Но ускориться, действительно, сейчас уже стоит всем. По нашим наблюдениям наиболее активно среди городов и регионов маркировку внедряют в Москве и МО, также заметна хорошая динамика в Екатеринбурге и других городах».

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через Яндекс, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Подключить
4
<<<<