Эквайринг: зачем он нужен для бизнеса

Эквайринг: что это, как работает, виды эквайринга

Что такое эквайринг

Эквайринг — это приём безналичной оплаты от клиентов с помощью пластиковых карт. Клиент видит только одну сторону эквайринга: прикладывает карту к терминалу и оплачивает услугу. Для бизнеса все сложнее: нужно договориться с банком, установить терминал, платить комиссию и надеяться на безопасность платежей. В эквайринге кроме продавца и клиента участвуют банк-эквайер и банк-эмитент. Банк-эквайер предоставляет продавцу расчётный счет, на который будут поступать средства от клиентов, техническое оборудование и решает все технические проблемы. За свою работу банк-эквайер получает комиссию. Банк-эмитент — это банк, который предоставил карты клиентам. Деньги клиента лежат на счёте банка-эмитента и в момент оплаты переходят на счёт банка-эквайера.

Чтобы подключить платежи на сайте через Яндекс, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Подключить

Как работает эквайринг

Перевод средств проходит в несколько этапов:

  1. Покупатель вводит пин-код пластиковой карты.
  2. Данные карты отправляются в процессинговый банковский центр. Там проверяется остаток средств на карте.
  3. Если средств достаточно, происходит списание. Если нет — то терминал выдает ошибку.
  4. Терминал выдаёт чеки для продавца и покупателя.
  5. Банк переводит сумму продавцу и сразу берет свою комиссию.

В случае интернет-эквайринга всё выглядит примерно также, но чеки будут не бумажными, а электронными и придут клиенту на почту. Вместо терминала покупатель «общается» с платёжной страницей: оставляет данные карты, вводит код, и с его счёта списывают оплату.

Почему эквайринг это выгодно и удобно

  • Экономия на инкассации. Не нужно тратиться на перевозку и хранение наличных. За безопасность средств на счёте отвечает банк.
  • Защита от фальшивых купюр. Продавцу не нужно проверять купюры на подлинность. Все расчёты проходят без наличных.
  • Быстрый способ расчёта. Деньги поступают на счёт продавца не моментально, но очень быстро.
  • Увеличение клиентской базы. Клиентам удобно платить картой. Если в торговой точке есть терминал для оплаты картами, то будет больше клиентов и больше доверия к продавцу.

Какие минусы есть у эквайринга

  • Комиссия. Она может быть весомой для маленьких торговых точек. Но безопасность платежей окупает комиссию.
  • Возможность сбоев. Система эквайринга может работать с ошибками, поэтому стоит выбирать банки, которые модернизируют процессинг оплаты.
  • Износ оборудования. Терминалы могут ломаться. Поэтому важно выбрать: самому заниматься ремонтом оборудования или подключить более дорогой тариф, чтобы банк сам обслуживал оборудование.

Какие бывают виды эквайринга

Торговый эквайринг

Его используют в магазинах, кафе, АЗС — там, где продавец лично встречается с клиентом. Банк предоставляет продавцу POS-терминал, клиент прикладывает к нему карточку и оплачивает покупку. Через POS-терминалы осуществляется связь с банком-эмитентом, который перечисляет оплату на расчётный счёт торговой точки, после чего выдаётся чек. Торговый эквайринг дороже других видов, но платежи в нём безопаснее, чем в мобильном.

Мобильный эквайринг

Для него нужен мобильный POS-терминал, который напрямую подключается к смартфону продавца. Это удобно для небольших торговых точек, курьеров или тех, кто принимает клиентов на дому. Например, девушка шьет игрушки и упаковывает подарки, а клиенты приезжают к ней домой. Она может использовать для оплаты мобильный эквайринг.

Однако у мобильной системы оплаты есть один существенный недостаток — безопасность сделок, проводимых таким образом, находится на среднем уровне или ниже среднего.

Интернет-эквайринг

Этот способ подходит для интернет-магазинов и других бизнесов, в которых клиенты не встречаются с продавцом напрямую. Допустим, девушка, шьющая игрушки, не встречает клиентов дома, а использует доставку. Тогда для оплаты она может использовать специальный сервис, например, Яндекс.Кассу. Такие сервисы выполняют роль посредников между продавцами и банками — они заключают договоры на эквайринг с банками как юрлица и предоставляют свои мощности владельцам интернет-магазинов. Вместо терминала используют защищённую платёжную страницу — покупатель вводит реквизиты для оплаты, вводит код, и деньги переходят на счёт продавца.

Из чего формируется стоимость эквайринга

Она зависит от вида эквайринга, услуг, которые предоставляет банк и от размера компании.

Банк может предоставить разные услуги. Он отвечает за безопасность платежей, обслуживание оборудования, обучение продавца по работе с терминалами. Также в стоимость входят лицензии на эквайринг от платежных систем. Чем больше систем, тем больше затраты банка на комиссию, тем выше тариф.

Еще тариф зависит от компании: банки смотрят на оборот с продаж по банковским картам, количество торговых точек, репутацию продавца.

Агрегатор, предлагающий интернет-эквайринг, тоже может предоставить разные услуги: например, подключившись к Яндекс.Кассе, можно выставлять счета, принимать платежи в мессенджерах, продавать в кредит. Как и в офлайн-эквайринге, агрегатор отвечает за безопасность платежей и работу сервиса с низким уровнем сбоев.

Банк
Комиссия
Стоимость оборудования
Сбербанк
от 1,8% до 2,5%
от 1 700 до 2 200 тыс. рублей (в месяц)
Модульбанк
от 1,5 до 1,9%
от 19 000 до 27 000 тыс. рублей
Точка
от 1,3% до 2,3%
от 12 000 до 20 000 тыс. рублей
Тинькофф
от 1,59%
По соглашению с банком
Альфа-банк
от 1,9%
Бесплатная аренда

Примерные тарифы банков на торговый эквайринг

Банк или агрегатор
Комиссия
Робокасса
От 3,9 %
Тинькофф
От 2,9 %
Payeer
От 2,7 %
Яндекс.Касса
От 2,8 %

Примерные тарифы на интернет-эквайринг

Как выбрать подходящий эквайринг

Разберитесь, какой тип эквайринга вам лучше подойдёт. Если у вас стационарная торговая точка, то лучше подойдут торговый или мобильный эквайринг. Мобильный дешевле, но торговый надежней. Если вам не нужно встречаться с клиентами напрямую, то подойдёт интернет-эквайринг. Его предоставляют и банки и агрегаторы.

Изучите тарифы у разных банков и агрегаторов. Если вы выбрали 2–3 банка, можно разговаривать с консультантами.

Узнайте, какое оборудование предоставляет банк. Это могут быть POS-терминалы, PIN-панели и так далее. От оборудования зависит стоимость услуг и безопасность платежей.

Узнайте, с какими платёжными системами сотрудничает банк. Если их много, вы сможете принимать платежи от клиентов из разных стран, но это увеличит размер комиссии.

Изучите договор и поймите свои обязанности и права. Также проверьте финансовые условия: сколько будут стоить все услуги и от каких из них можно отказаться.

Подумайте о безопасности. Наиболее безопасным считается торговый эквайринг: перехватить данные почти невозможно, потому что терминал напрямую передает данные в центр обработки платежей. Наименее защищён мобильный эквайринг. Смартфоны можно взломать, точнее перехватить данные о платеже через слабо защищённые интернет-каналы.

Как подключить эквайринг

Офлайн-эквайринг. Сначала нужно обратиться в банк и получить консультацию об услуге. Затем заполнить заявление и заключить договор. Предоставить договор аренды помещения (копию) и фотографии местоположения торговой точки, после чего можно использовать эквайринг для приема платежей от покупателей.

Онлайн-эквайринг. Чтобы подключить интернет-эквайринг, нужно обратиться в банк или агрегатор. Например, можно обратиться к менеджерам Яндекс.Кассы и отправить заявку. Из документов понадобится только паспорт. Но нужно будет подумать о технических особенностях подключения — существует несколько вариантов.

Как это сделать по закону

Если продавец принимает оплату пластиковыми картами, он должен учитывать несколько законодательных актов.

54-ФЗ. По этому закону продавец должен установить онлайн-кассу, чтобы при каждой продаже отдавать чек клиенту и одновременно отправлять чек в налоговую. Это должны делать даже те, кто принимает деньги через сайт, — они могут воспользоваться облачной кассой.

Закон «О защите прав потребителей». Если выручка продавца свыше 40 миллионов в год, он обязан принимать к оплате банковские карты. Он может избежать этого, только если находится там, где нет интернета.

ФЗ «О персональных данных». Интернет-магазины хранят и обрабатывают личные данные покупателя. По закону они должны спрашивать согласия покупателя, например, при подписании договора о получении товаров и услуг. Также закон обязывает хранить данные покупателей на территории РФ — об этом надо подумать, выбирая сервер или дата-центр для хранения данных.

Поправки в ФЗ «О национальной платежной системе». С 1 октября 2017 года все магазины и сайты с оборотом больше 40 млн рублей должны принимать к оплате карты «Мир». Это нужно учесть при выборе банка-эквайера.

Резюме

  1. Эквайринг понадобится почти всем бизнесам: он упрощает продажи, улучшает репутацию компании, платежи становятся безопасней.
  2. Торговый эквайринг подходит стационарным торговым точкам, мобильный — бизнесам с курьерами, интернет — всем, кто не встречается с клиентом напрямую.
  3. Чтобы выбрать эквайринг, нужно изучать тарифы и обращать внимание на услуги банка-эквайера.
  4. Работая с пластиковыми картами, нужно обращать внимание на некоторые законодательные акты.

Полезные предложения

5
<<<<<

Чтобы подключить платежи на сайте через Яндекс, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Подключить